Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 26

Защитим права детей вместе

 

Защитим права детей вместе

      Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

  • Декларация прав ребенка (1959);

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

       Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Все права детей, провозглашенные в Конвенции «О правах ребенка», условно классифицируются в 4 группы:

1. Права, связанные с выживанием

2. Права, связанные с защитой

3. Права, связанные с развитием

4. Права, связанные с участием.

 

   27 апреля 2011 года Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».  Изменения направлены на защиту прав и интересов детей, а также на предотвращение злоупотребления своими правами одним из родителей в ущерб интересам ребенка и другого родителя. В этих целях вносятся изменения в Семейный Кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

 

         Ст. 56 Семейного кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

  • Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем), органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.

  • При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

  • Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

  • Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности, и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при ОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

      Ст. 156 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

  •       Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо ограничением свободы на срок до   2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

  • Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

    Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами (прокуратура, органы внутренних дел) и органами Опеки и попечительства (ст. 8 СК).

        У детства сегодня очень  много проблем. И чем их больше, тем больше Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации заинтересованы во взаимодействии и сотрудничестве друг с другом.

      Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Педагоги  должны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей.

                                                                                          назад...

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"