Дошкольный возраст

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 26

 

Дошкольный возраст

Особенности организации образовательного процесса

в группах дошкольного возраста 

     Основное образование осуществляется в процессе разнообразных форм непосредственно образовательной деятельности, цель которой – помочь ребенку «открыть» новое знание, новый способ деятельности. В соответствии с образовательной технологией программы «Истоки» непосредственно образовательная деятельность осуществляется по подгруппам (по 8 - 10 человек), и предусматривает разнообразные способы организации:

  • совместную деятельность педагога и ребенка,

  • совместную деятельность ребенка со сверстником,

  • самостоятельную деятельность детей.

    В процессе непосредственно образовательной деятельности используются методы прямого и проблемного обучения, решаются задачи не только рассматриваемой образовательной области, но и развития деятельности, в которой осуществляется обучение. Например, в большинстве форм непосредственно образовательной деятельности, направленных на решение задач художественно-эстетического развития, решаются задачи образовательной области коммуникация, где дети осваивают основы диалога со сверстником. Таким образом, большинство форм непосредственно образовательной деятельности носят интегрированный характер.

     Решение образовательных задач предусмотрено и через образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Отличительной особенностью   образовательной деятельности в  режимных моментах является партнерская позиция взрослого и ребенка, осуществление взаимодействия по типу сотрудничества. 

     Большое внимание уделяется организации самостоятельной деятельности не только по интересам ребенка, но и специально организованной педагогом. Логику средств и логику деятельностей ребенок открывает, «сотворяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.

     Вовлечение родителей в образовательный процесс предусмотрено через интерактивные формы работы с семьями воспитанников и организацию совместных мероприятий для детей и родителей.

    Сентябрь, май - время диагностических  заданий по физическому  и музыкальному развитию детей. Педагогическая диагностика по программе «Истоки» проводится в течение года в ходе непосредственно образовательной деятельности в виде контрольных заданий.  К анализу качества и уровня результативности образовательного процесса подходим дифференцированно. Методы отслеживания: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирование, беседы. Диагностическая деятельность позволяет констатировать содержание, целесообразность методов воспитания и обучения, определить продвижение детей в усвоении программы.  Организованная образовательная деятельность состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка; в освоении новых сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

     Образовательная деятельность организуется по инициативе педагога, он ставит перед детьми задачи, задает необходимые средства, оценивает правильность решения. Используя строгую последовательность учебных  задач, варьирует конкретный материал, опираясь в отборе на склонности своих воспитанников и уровень их развития. Воспитатель сам вызывает активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность.  В этом контексте ребенок выступает в качестве субъекта деятельности.

     Деятельностный подход при организации организованной образовательной деятельности - это когда знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А педагог подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия. Обучение строится как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

    Мероприятия с детьми проводятся в самой различной форме: свободной игры, бесед и слушания чтения. За это время часто происходит смена форм и видов деятельности детей. Каждое занятие целостно обращено к наиболее сущностным потребностям детей дошкольного возраста: познавательной и игровой деятельности, общении и творчестве.              

     Используется интеграция образовательных областей. Особенно эффективным является взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности: развитие математических представлений в процессе рисования или наблюдения на прогулке, исследование физических свойств тел при лепке, в процессе конструирования из кубиков или вырезания ножницами из различных материалов; приобретение навыков чтения, письма и счета в процессе игры в магазин или в больницу и т.п.

    Интегрирующим направлением планирования познавательной деятельности являются мероприятия по развитию речи и театрализованной деятельности. Обязательными для всех групп являются мероприятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью, математическому развитию, изобразительной деятельности, музыке и физической культуре.

    Между различными направлениями деятельности детей осуществляется внутренняя интеграция.   Каждое из них имеет свой тезаурус познавательной деятельности, свои специфические особенности и цели, которые требуют погружения или сосредоточения внимания в рамках одной образовательной области. Тематика занятий удобна при планировании индивидуальной работы и деятельности воспитателя по развитию познавательных способностей детей в свободной деятельности.

    Для реализации образовательной функции ДОУ разработан учебный план, в котором отражены все разделы базисной программы «Истоки», определено количество НОД (занятий) в неделю в каждой возрастной группе, общее количество занятий  и их длительность. Это позволяет нам планировать нагрузку на детей в соответствие с СанПиН, проследить распределение занятий разного цикла в течение учебной недели.

                                                                                                                                           в начало страницы...

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»